Традиционный урок |
Современный урок |
Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков. |
Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков. |
Противопоставление творчества и программно-методической дисциплины. |
Точное (в закономерностях и принципах) и одновременно творческое (т.е, прежде всего, личностное) выполнение программно-методических требований к уроку. |
Шаблонная структура урока (комбинированные уроки при постоянном и одном и том же наборе структурных частей урока). |
Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела. Примечание: Цель урока (определяет) тип и структуру урока, расходы времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут и типы, и соответствующие структуры, что и позволит уйти от названного слева недостатка. |
Неоправданно нарочитое стремление к игровым формам урока. |
Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить дети. |
Слабые знания личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, уроки-близнецы в разных классах, невозможность опереться на особенности учащихся, найти оптимальное для конкретного ребенка или группы детей вариант методики обучения, необоснованность дифференциации в обучении. |
Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов и классов; учет особенностей, интересов и склонностей учащихся.
|
Традиционный (без творчества) подход к называнию темы урока в соответствии с текстом государственной программы. |
Стремление к поиску, по возможности, формулирование кроме темы еще и «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.д. эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока. |
Игнорирование возможности воспитания в процессе обучения. |
Специально спланированная (продуманная) деятельность учителя по
обеспечению не только учебной стороны, но и воспитательной, т.е.
воспитание и в процессе обучения. Примечание: Каналы воспитания в процессе обучения урока: 1. Через содержание образования.2. Через методы и формы обучения. 3. Через личность самого учителя. |
Недооценка специального продумывания задач урока, неполнота их планирования. |
Комплексное планирование задач урока по трем группам: 1. Педагогические цели: обучения, воспитания, развития (психических процессов: интеллекта, воли, творчества, здоровья, эмоций, мотивов); так называемые креативные (творческие); оздоровительные цели – это цели развития ребенка (главные цели).2. Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские. 3. Цели саморазвития учителя: а) профессионального; б) личностного. |
Отсутствие какого бы то ни было продумывания ценностных оснований отобранного материала на уроке (о ценностных основах см. «Управление качеством образования» по ред. М.М. Поташника, с. 116-146) |
Продумывание и, по возможности, формулирование (хотя бы для себя) ценностных оснований выбора и трактовки учебного материала на уроке. (Гессен: «Пренебрежение ценностным знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы») Ценности - это некие лично и добровольно, осознанно выбранные нравственные аксиомы, идеалы признаваемые лучшей частью или большинством того культурного сообщества, в котором вы живете, которые вы исповедаете и которыми вы руководствуетесь в своих оценках, поступках, действиях и решениях. (пример: Мавроди – с точки зрения ЗУНов отличные знания; с точки зрения ценностей, ради которых он употреблял свои знания, для него ничто; Полпот – Сорбона, ценности - человеконенавистнические цели, истреблял людей) |
Отсутствие какого бы то ни было стремления раскрытия личностного смысла конкретных знаний для большинства учеников. «Личностный смысл равносилен мотиву» (Леонтьев) |
Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала. Личностный смысл – это глубокое осознание человеком ценности получаемых знаний, осознание пришедшее через переживание и потому оно всегда окрашено эмоциями (когнитивные эмоции – познавательные), ощущением невозможности жить, работать и действовать без этих знаний. Личностный смысл не может быть навязан извне. Он вырабатывается ребенком самостоятельно и является одним из главных факторов самостроительства личности. Предупреждение: не сводить к полезности знаний. |
Игнорирование межпредметных связей и как следствие – межпредметной координации учебного материала полагая, что целостная мировоззренческая (научная) картина мира возникает в головах детей сама собой, автоматически. «Дорога к истине заказана непониманием того, Что жизнь не просто глубже разума, Но в невозможности его» Игорь Губерман |
Опора на межпредметные связи с целью формирования у учащихся более полного и целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное осуществление учителем межпредметной координации (передвигать из одного курса в другой) учебного материала. Из всего этого следует, что вместо прежнего учителя «туннельника» необходимо постепенно преобразовывать себя в учителя эрудированного типа, который владеет содержанием среднего образования по всем предметам. |
Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний. Осознанное или неосознанное формирование человека только знающего. |
Безусловное обеспечение практической направленности учебного
процесса, создание реальных возможностей применения учащимися
полученных ЗУНов, не допуская формального усвоения теоретических
сведений. Осуществление перехода от человека знающего к человеку
знающему, понимающему и деятельному. Пример: Американский учитель (шт. Кентуки) физики запуск Шатла записала на пленку. Перед уроком показала в классе. Затем исполнили Гимн, показала фото космонавтов, решили задачу на эту тему. |
Отсутствие на уроке упражнений по исследованию знаний в измененных обстоятельствах. |
Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), частично измененной и полностью незнакомой ситуации. |
Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия. |
Безусловное знание системной классификации методов обучения и только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения исходя из знания сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса. В 21 веке особую ценность представляют методы развития познавательного интереса. Ведущим является познавательный интерес ребенка. Методы познавательного интереса имеют способность инерции (продолжения), поэтому использовать их не на каждом уроке. |
Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или же использование какой-то одной из них (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся. |
Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова Ислама, Кушнир, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френэ) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся. Примечание: Большинство учителей 5-11 классов вообще не знакомы ни с какими технологиями развивающего обучения. |
Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная
дифференциация объема и степени сложности учебного материала; это 1/3 среднего образования) Знания необходимо давать всем одинаковые для того, чтобы они впоследствии могли растить своих детей – полноценных граждан общества. |
Осуществление только на основе диагностики реальных учебных возможностей дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала). Оказывать помощь разной степени сложности. Подсказка должна содержать озарение (in sit) для ребенка. (Умеет выполнять задание без подсказки – зона активного развития; 1 подсказка учителя – граница зоны ближайшего развития) |
Бессистемность в формировании навыков рационального учебного труда.
|
Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности. Что является доминирующей причиной временной неуспеваемости?
(Бабанский: временная неуспеваемость – текущие «2», постоянная –
второгодничество). 51 % учеников дающих временную неуспеваемость не успевают из-за не владения (слабого владения) общеучебными умениями, необходимыми для конкретного урока. Принято считать, все общеучебные умения формируются в начальной школе (чтение, счет, абстрагирование, …) – формально так, фактически сложнее. Ребенок забывает. Например, умение анализировать: 1 кл – разложи на составные части; 10-11 кл – диалектический анализ. Школьная программа не учитывает. Ученика необходимо вооружить умениями, инструментами. Добросовестность может быть ущербной. Чтобы владеть материалом необходимо ЗНАТЬ …. УМЕТЬ …, составлять памятки. |
Пассивность значительной части школьников в учебном процессе. |
Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы 21 века. Примечание: Какие средства мотивации я знаю? Метод восходит к истокам понятия «деятельность»: а) организовать; б) стимулировать; в) контролировать. То же самое на уроке. Стимулирование деятельности помогает ликвидировать пассивность. Стимулировать личным примером. Аристократ – в педагогике нет беспомощных ситуаций, всегда найдется выход. Талантливый человек про себя знает - не будет оценивать по процентам качества знаний, олимпиадам. Хорошая школа должна сформировать надпредметные способы деятельности (общеучебные умения), устойчивую мотивацию познания (желание учиться всю жизнь) |
Гипертрофированное применение тех или иных средств; их некомплексное и нецелесообразное использование. |
Только обоснованное целесообразное и комплексное использование тех или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО). Чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления детей. |
Игнорирование возможностей компьютерного обучения, кроме информатики. |
Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам. Понятие «компьютер» современный урок подразумевает: наличие электронной версии учебника (дискета, CD); уйма обучающих и контролирующих программ. Все это позавчерашний день. Это называется использование компьютера как ТСО. Компьютер должен быть дома у учителя, у детей. (Интранет – в сети города «Народное образование» № 8, 2006 г.) |
Традиционный (примитивный) подход к формулированию домашнего задания всем учащимся: всем одно и то же, без дифференциации (с целью индивидуального развития детей) и без какой бы то ни было оценки его выполнения. |
По возможности - дифференциация домашнего задания по характеру, содержанию и объему для разных групп учащихся: с целью развития творчества у одних, закрепление пройденного материала другими и экономии третьими. Нет смысла давать д/з то, которое отработано на «5» группе детей. Делают механически, тупеют, не развиваются. Необходимо повысить отдачу д/з. |
Систематическая перегрузка учащихся за счет разных факторов. Отсутствие у учителя представлений о возможности отрицательных эффектов и последствий организованного им на уроке образовательного процесса. |
Знание учителем определений психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии обучения. Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты. (см.: М.М. Поташник «Управление качеством образования», с. 46) |
Недооценка гигиенических условий обучения. |
Обеспечение только благоприятных для работы гигиенических условий обучения. «При отсутствии гигиенических условий деятельность человека может быть парализована или протекать в несовершенном виде» К.Маркс. а) воздушный режим За один урок количество кислорода уменьшается на 1%, наступает кислородное голодание: хотят спать, бледнеют - утрачиваются качества кислорода обмена в мозге, дети перестают соображать) б) температурный режим 18-22 норма меньше 18 – зябко, теряется работоспособность больше 22 – жарко в) световой режим 75% детей теряют зрение, люминесцентный свет вреден (частота мерцаний больше, чем улавливает глаз человека) Идеал: лампы накаливания, на столе своя лампа. г) посадка учащихся 90% всех неинфекционных заболеваний человека в возрасте после 40 лет связаны с болезнями позвоночника, приобретенными в детском возрасте. Дефекты за 11 школьной жизни: Нарушение осанки;Искривление позвоночника; Крыловидные лопатки; Сколиоз; Сутулость |
Игнорирование эстетических условий обучения. |
Обеспечивание максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий, переход от обеспечивания эстетики не только формой, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала. |
Недооценка благоприятных взаимоотношений учащихся и учителя в процессе обучения. |
Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника. Легко любить ребенка, когда он послушен, хочет и может хорошо учиться, обаятелен, опрятен, уважителен («белый и пушистый»). Но педагогическая сущность учителя на уроке проявляется в терпимом и гуманном отношении к любому ребенку: и к тому, который туп, интеллектуально ограничен, ленив, зол, мстителен, груб, строптив, неопрятен, не хочет учиться, не подчиняется. Любовь к детям – дар божий. Ребенку на уроке гарантируются его личные права: уважение человеческого достоинства, личную неприкосновенность и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свободу совести, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Эти права считаются педагогически нарушенными в случае, когда ребенок сам оценивает обращение с ним, как унижающее его честь и достоинство. (Где черпать силы? Евангелие Новый Завет 1 послание к коринфиям, святого апостола Павла) |
Слабый учет учителем личностного фактора повышения качества обучения. |
Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности учителя на учащихся. Влияет внешний облик учителя: подтянутость, одежда и т.д. Все образует позитивный имидж учителя. Яркая образная речь, походка, личные эмоции, выражаемые учителем. Отношение учителя к своему труду. Ощущение глубин. «Где нет нутра – там не поможешь птом» |
Отсутствие сколько-нибудь выраженных элементов артистизма у учителя в проведении урока. |
Развитие учителем в себе и использование в работе на уроках артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства. Комментарий: Учитель и сам себе сценарист, сам себе драматург, режиссер и исполнитель своего урока. |
Устаревший порочный подход к оценке (самооценке) качества работы учителя по числу успевающих на «4» и «5». |
Оценка (самооценка) работы учителя по совокупности или несовпадению реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, т.е. прогнозом с уровнем максимально возможным для конкретного ребенка результатов. Набор хромосом обеспечивает природные задатки, а они в свою очередь влияют на успеваемость. |
Урок XXI века (из лекций М.М. Поташника)